Параграф 13 — ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ С ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ В КОНЦЕ XVI – НАЧАЛЕ XVII В.

Задание 1. Используя интернет-ресурсы, составьте список госу­дарств, которые на рубеже XVI—XVII вв. имели выход к Бал­тийскому и Чёрному морям.

  • Страны, имеющие выход к Балтийскому морю: королевство Дания и Норвегия, королевство Швеция (в т.ч. Финляндия, Эстляндия, Лифляндия), Речь Посполитая, герцогство Пруссия, Священная Римская империя (курфюршество Бранденбург).
  • Страны, имеющие выход к Черному морю: Османская империя и страны-вассалы Османской империи: (Крымское ханство, Имерети)

Задание 2. Какие страны и почему Борис Годунов считал союзниками России в решении главной внешнеполитической задачи?

Борис Годунов рассматривал в качестве союзников в борьбе против Швеции за выход к Балтийскому морю многие страны, но на самом деле никто из них настоящим союзником России не был. Попытки заключить союз с помощью династического брака предпринимались в отношении стран:

  • Священная Римская империя;
  • Дания.

Задание 3. Приведите цитаты из текста учебника (с. 5—6 учебника, часть 2), доказывающие, что внешнеполитические интересы Польши в этот период противоречили национальным интересам России.

В проекте «мирного договора» между Речью Посполитой и Россией король Сигизмунд III предлагал Борису Годунову ряд неприемлемых для России положений при создании унии двух государств:

  • в случае смерти российского государя польский король мог быть возведен на российский престол;
  • польская и литовская шляхта получала равные права с российским дворянством и претендовала на русские земли в виде поместий;
  • свободное проповедование католицизма в России.

Задание 4. Напишите, какие события соответствовали приведённым датам.

  • 1591 г. — вторжение армии крымского хана Казы-Гирея и ее разгром под Москвой;
  • 1594 г. — заключение мира с Казы-Гиреем;
  • 1595 г. — переговоры Москвы с послом германского императора о заключении союза против Османской империи;
  • 1600 г. — прибытие в Москву польского посла с проектом «мирного договора» и унии двух государств.

Задание 5. Кому, о каких людях и почему именно так писали из Мо­сквы: «На Дону живут люди вольные, на которых лежит опала госу­дарева. И потому поделать с ними ничего невозможно»?

Так отвечали из Москвы на обращения крымского хана с просьбой вывести казаков с Дона и обезопасить северные границы Крымского ханства.

Задание 6. Напишите короткое сочинение на тему «Формирование культуры единого Российского государства в XVI в.»



В XVI веке продолжился культурный подъем в России. В это время начинается формирование единой русской культуры, основанной на культурных достижениях всех русских земель и входящих в состав России народов. Повседневная жизнь и самобытная культура народов России еще долгое время сохраняла традиционные национальные черты прежних времен. Однако после вхождения в состав России культура и быт народов существенно обогатились традициями соседей.

Так, народы России отмечали разные религиозные праздники. Были различия и в особенностях проживания, и питания, обусловленных климатическими условиями места проживания и привычками. Но также появились и общие черты, заимствованные у соседних народов, живших в одном государстве.

К примеру, на русскую культуру оказала очень сильное влияние татарская культура. Она прочно «въелась» в русскую жизнь и быт. Даже одежда русских бояр очень напоминала облачение татарской знати, да и в целом русские часто носили одежду, похожую на татарскую, в связи с чем по указанию созванного в 1551 году Стоглавого собора русским запретили входить в храмы в головных уборах, позаимствованных у мусульман. Именно в этот период в русский язык вошли такие татарские слова, как башмак (обувь), зипун (домотканое пальто без воротника), кафтан (длинная одежда с декором), колпак (головной убор), сафьян (один из видов кожи), кумач (ярко-красная хлопчатобумажная ткань), клобук (монашеский головной убор в православии). Конечно, не обошлось без заимствований и в области кулинарии. Именно благодаря татарам в России возникла традиция пить чай. Они же научили русских печь калачи (пшеничный хлеб определенной формы). Филологи подсчитали, что в русском языке примерно 2000 слов тюркского происхождения. Из них около 300 обозначают предметы одежды и около 280 – еду и напитки.

В свою очередь многие присоединенные народы переняли и внедрили у себя элементы русского быта, одежды, традиций, языка.

Способы присоединения различных народов к России были разными. Кто-то был завоеван, а кто-то по собственному желанию вошел в состав Российского государства. Так или иначе все народы России стали жить «под одной крышей». Следует отдать должное всем Российским правителям, которые, следуя традициям национальной и религиозной терпимости, унаследованным от Монгольской империи, не стремились полностью и насильно подавить чужую культуру, насадить свою религию и язык. В умении жить в едином государстве представителям различных народов и заключается особенность России. Гармоничное сочетание культурных традиций различных народов, нередкое их взаимопроникновение обогатило культуру всех народов России и создало уникальную русскую культуру и быт.