Неолитическая революция. Наша Родина — Россия — Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс

Задание 1. Найдите в учебнике истории Древнего мира, Интернете сведения о территориях, где впервые появилось земледелие и скотоводство. Запишите названия этих территорий.

Земледелие впервые появилось на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии, а скотоводство – в Азии (Индии и Индокитае).

Задание 2. Сравните присваивающее и производящее хозяйства.

Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство
Примитивные орудия труда. Более совершенные орудия труда
Охота, собирательство, рыболовство Земледелие, скотоводство
Коллективный труд. Эксплуатация чужого труда
Общинная собственность. Частная собственность
Уравнительное распределение продуктов труда. Разделение на богатых и бедных
Продукты потребляются только внутри общины Излишки продуктов. Обмен с другими общинами и племенами
Зависимость человека от природы. Человек меньше зависит от природы.

Задание 3. Запишите определение понятия «неолитическая революция».

Неолитическая революция – это переход человека от присваивающего к производящему хозяйству в период неолита.

Задание 4. Сравните образ жизни людей в степных и лесных районах. Объясните связь различий в образе жизни с различиями в природно-климатических условиях. Запишите ответ.

В степных районах племена осваивали скотоводство, поскольку есть необходимые условия для разведения скота. Постоянное передвижение стад с одного пастбища на другое привело к тому, что и люди стали вести кочевой образ жизни.

В лесных районах люди еще долго занимались охотой и собирательством, поскольку в лесу нет условий для разведения скота или для земледелия. Но в лесостепной полосе были условия для земледелия. Люди зависели от пахотных земель и перешли к оседлому образу жизни. У них появились поселения, похожие на города.

Задание 5. Сгруппируйте материал по теме «Начало распада первобытного общества» в виде таблицы.

Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство
Равное положение членов родовой общины Выделяются старейшины и вожди. Они контролируют обмен и соблюдение порядков
Социальное равенство. Уравнительное распределение продуктов Социальное неравенство. С появлением излишков старейшины и вожди сосредотачивали в своих руках большие запасы и передавали их по наследству.
Отсутствие эксплуатации. Работают все. Присвоение результатов чужого труда. Появляются рабы.
Родовая община – сообщество кровных родственников Благодаря более совершенным орудиям труда семьи могут прокормить себя самостоятельно. Они покидают род. Появляются территориальные общины. Совместное проживание различных родов на одной территории.
Люди живут небольшими группами Несколько общин объединяются под властью верховного вождя. Появляются единые правила поведения и разделение обязанностей.
Основа объединения – кровные узы Зарождение народов (этносов)

Задание 6. Почему учёные именно так назвали разные периоды в истории человечества? Дайте их краткую характеристику.



Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок. Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками. Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. 

Каменный век — это древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость.

Бронзовый век — период, в котором ведущая роль отводилась изделиям из бронзы. Это было связано с улучшением обработки меди и олова (составных частей бронзы). Бронзовый век следует за медным веком и предшествует железному веку.

Железный век — это период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий.