Параграф 27. Наша Родина — Россия — Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Задание 1. Заполните таблицу «Влияние исторических со­бытий (процессов, явлений) на развитие культуры России в XV — начале XVI в.».

Ответ:

Событие (процесс, явление) Влияние на развитие культуры России в XV-начале XVI в.
Борьба за независимость Идея единого государства находит подтверждение в идеях объединения для борьбы с общим врагом, прекращения усобиц, сплочения русского народа, характерных для произведений монгольского периода.
Создание единого Российского государства Главная идея литературных произведений – единое русское государство. Укрепление образа государя, как объединителя страны. В летописях обосновывается исключительность русского православного государства.
Принятие Флорентийской унии и падение Византии Русь становится последним оплотом православия. Появляется осознание исключительности. Проявляется избирательность в принятии новшеств с Запада. Отстраненность от развития мировой культуры. Формирование собственных культурных традиций.
Возвышение Москвы как столицы государства Москва становится культурным центром. Влияние на архитектуру и живопись. Идеи величия. Акценты на торжественность и праздничность. Привлекаются итальянские архитекторы. Формируется собственная художественная школа. Создаются шедевры архитектуры и живописи.
Расширение взаимосвязей с другими странами Расширился кругозор и мироощущение. Принимаются лучшие культурные традиции, достижения и технологии русских земель и других народов.

Задание 2. Запишите, за какие три моря «ходил» Афана­сий Никитин, в каких странах и землях он побывал (см. карту на с. 110 учебника).

Ответ:

В Персию Афанасий Никитин «ходил» за Каспийское (тогда оно называлось Дербентское) море; из Персии в Индию — за Аравийское море, а домой из Турции — за Черное море.

Путь Афанасия Никитина проходил через Казанское и Астраханское ханство, Шемаху (ныне Азербайджан), Сари-Кашан-Йезд-Ормуз (тогда Персия, ныне Иран), Маскат (ныне Оман), Камбей-Джуннар-Бидар-Кулур (ныне Индия), заблудившись, доплыл до Эфиопии. Затем обратно через Персию в Османскую империю и города Трабзон (ныне Турция) — Бахчисарай (ныне Крым, Россия). Далее, через Киев (тогда Великое княжество Литовское, ныне Украина) к Смоленску, до которого он не доехал в связи со смертью.

Задание 3. Завершите заполнение таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X — начала XVI в.» (с. 46—47).

Ответ:

Памятник Время создания Описание
Летопись о Куликовской битве Начало XV века Краткое изложение хода битвы
Задонщина Рубеж XIV-XV веков Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая
Сказание о Мамаевом побоище Конец XV века Интерпретация Куликовской битвы, написанная уже после освобождения от ига
Сказания о князьях Владимирских Начало XVI века Возвеличивает московских государей. Проводится связь с римским императором Августом, а происхождение государственных регалий возводится к Византии.
Хождение за три моря 1475 год Путевые заметки купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию
Русский хронограф Начало XVI века Обобщает историю православного мира и славянских племен. Свод летописей и хроник разных стран.
Житие Сергия Радонежского XV век Описание жизни преподобного Сергия Радонежского и его роли в борьбе с ордынским владычеством.
Успенский собор Московского Кремля 1475-1479 год Величественный храм. По задумке Ивана III должен был стать самым большим и прекрасным в русских землях, подчеркнув возвышение Москвы.
Кирпичные стены и башни Московского Кремля 1485-1516 год Обновление крепости с привлечением итальянских мастеров и использованием красного обожженного кирпича.
Грановитая палата 1487-1491 год Корпус для торжественных государственных приемов.
Архангельский собор Кремля 1505-1508 год Сооружение привлекает внимание своей нетипичностью, даже инородностью. Его купола, кроме главного, не имеют позолоты. И снаружи собор выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса.

Задание 4. Используя учебник (текст, иллюстрации на с. 113 и документ на с. 115), напишите короткое эссе об Андрее Рублёве.



Возможный ответ:

В XV веке в Москве складывается собственная школа живописи. Россия постепенно уходит от чрезмерно ярких красок, византийской суровости, жестких образов Феофана Грека и принимает иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

Ярким представителем новой традиции стал монах Андрей Рублев. Ему удалось своим творчеством отразить мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви. Он создавал человечные и понятные образы, которые передавали душевные переживания и настроения людей того времени.

Работам Андрея Рублева чужды суровые лица святых, полные драматизма. Его образы просветлённые, на полотнах много света, умиротворения. Произведения несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость, тяготы и беды вокруг. В них также отражается в зримых образах небесная чистота, благоговение перед Божественным. 

Иконы и росписи Андрея Рублева следуют церковным канонам, в которых пропорции тела не являются реалистичными. В его иконах много света, он словно исходит изнури, освещая всё пространство вокруг, наполняя душу радостью и счастьем. Лёгкость в пропорциях фигур — одна из особенностей его икон.   

Задание 5. Какие из архитектурных сооружений, изобра­жённых на с. 112 учебника, существуют в настоящее время?

Ответ:

На стр. 112 учебника изображены шедевры русской архитектуры, возведенные итальянскими мастерами — Успенский собор, Архангельский собор и Грановитая палата Московского Кремля. Все эти шедевры архитектуры существуют и в настоящее время.

Задание 6. Запишите свои размышления о восприя­тии мира людьми, жившими во второй половине XV — начале XVI в. Что их волновало? Что они счи­тали главным в жизни?

Возможный ответ:



В XV веке мироощущение жителей русских земель заметно изменилось. Более регулярным стало общение с представителями других стран, что позволяло знакомиться с другой культурой, обычаями, традицией. Тем не менее после заключения Флорентийской унии и падения Византии, русские стали понимать, что отныне Русь становится последним оплотом православия в мире. Это в свою очередь привело к мысли об исключительности русского народа. 

Все это обусловило некоторую отстраненность от развития мировой культуры, что позволило, в том числе, говорить о начале формирования единой русской культуры. Местные различия культур русских земель стали сглаживаться, лучшие достижения отдельных русских земель, а также других народов стали находить свое место в единой русской культуре.

У русских людей повысилась самооценка. Благодаря расширению связей с различными странами, русские люди стали знакомиться с традициями, бытом, культурой других стран. Однако, все эти новшества воспринимались через призму своей православной исключительности. Так что отношение русских к новинкам Запада скорее можно назвать недоверием, отрицанием. Обычно, такое отношение приводит к встречному непониманию, недоверию, а в последствии и к изоляции.

Тем не менее, Россия получила отличный шанс развиваться как единое государство. Именно идеи единства и согласия, мира и православной благости стали главными в жизни русских людей. 

Задание 7. Приведите примеры патриотического по­ведения жителей Руси, которые вам наиболее запом­нились из курса истории России. В каком художест­венном произведении говорится: «Все бо един за единого хощет умерети и друг за друга готовы головы свои положити»?

Ответ:

В Повести временных лет приводятся слова князя Святослава Игоревича, готовящегося к битве с превосходящими силами византийцев: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые срама не имут. Если же побежим, — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь».

В Повести о разорении Рязани Батыем рассказывается о героизме защитников города, в частности Евпатия Коловрата. Вот такую оценку русским воинам дали татарские мурзы: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Эти люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются — один с тысячею, а два — со тьмою. Ни один из них не съедет живым с побоища».

Житие Александра Невского рассказывает о подвигах дружины князя Александра в битве на Неве и на Чудском озере. В Житие приводятся слова князя Александра: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовём; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». Также в произведении рассказывается о героизме простых русских воинов. «Из полка Александра явилось шесть мужей храбрых. Один, именем Гаврило Олексич, увидев королевича, которого тащили под руки, напал на корабль и въехав по доске до самого корабля, по которой восходили с королевичем на корабль; и побежали от него, а затем оборотились и сбросили его с конем с доски в воду; и Божьей милостью остался невредим и снова напал на них и бился с самим воеводой среди их войска…»

«Задонщина» рассказывает о Куликовской битве и героизме русских воинов: «Пересвета-чернеца, из брянских бояр, призвали на поле брани. И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: «Лучше нам порубленными быть, чем в плен попасть к поганым татарам!» Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золоченым доспехом сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу. Подобало в то время старому помолодеть, а молодому плечи свои развернуть. И говорит чернец Ослябя своему брату Пересвету-чернецу: «Брат Пересвет, вижу на теле твоем раны тяжкие, уже катиться, брат, твоей голове с плеч на траву ковыль, и моему сыну Якову лежать на зеленой ковыль-траве на поле Куликове, на речке Непрядве за веру христианскую, за землю Русскую и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича». 



Фраза «Все бо един за единого хощет умерети и друг за друга готовы головы свои положити» из «Сказания о Мамаевом побоище».