Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 22


Параграф 22. Наша Родина — Россия — Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII—XIV в.

Задание 1. Перечислите факторы, которые способствовали развитию культуры в Русских землях во второй половине XIII—XIV в.

Ответы:

  • освоение новых территорий;
  • успехи в хозяйственном развитии;
  • усиление Московского княжества, начало процесса объединения Северо-Восточной Руси;
  • идея единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством.

Укажите характерные черты летописей, создававшихся в новых центрах летописания в конце XIII—XIV в.

Создававшиеся в центрах летописания (Псков, Суздаль, Ростов, Москва) летописи освещали события с позиции той или иной княжеской династии. Однако во всех летописях звучала одна общая идея — необходимость объединения русской земли для борьбы с Ордой.

Задание 2. Проведите соединительные линии двух цветов: красным цветом отметьте особенности архитектуры Владимиро-Суздальского княжества, синим — Новгородской земли (используйте иллюстрации на с. 60).

Ответ:

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 22

Задание 3. Напишите под фотографиями храмов номера табличек с соответствующими им названиями и номера табличек с кратким рассказом об особенностях храма (используйте Интернет).

Ответ:

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 22

1. Успенский собор во Владимире
2. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом
3. Церковь Покрова на Нерли
4. Дмитровский собор во Владимире

I. Андрей Боголюбский построил эту церковь после кончины любимого сына. За красоту и гармонию с природой её называют поэмой из камня.
II. Стены этого храма украшены каменной резьбой с изображением свыше 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ и невиданных растений.
III. Храм стал самой высокой постройкой на Руси, его высота достигла 32 метров.
IV. Храм расписан фресками, на одной из которых изображен великий князь владимирский Ярослав — отец Александра Невского.

Задание 4. Заполните таблицу «Устное народное творчество, литература XIII—XIV вв.».

Произведение Основное содержание
Песня об Авдотье Рязаночке Песня отражает эпизод татаро-монгольского нашествия, взятие Рязани. Песня рассказывает о том, как король Бахмет турецкий (назван вместо хана Батыя) увел из города всех уцелевших жителей. Осталась в Рязани одна Авдотья, и пошла она к Бахмету выручать из беды своих близких. Бахмет был поражен неслыханной смелостью женщины, ее любовью к близким, ее патриотическим чувством любви к родному краю. Бахмет, пораженный мудростью Авдотьи, не только одарил ее золотой казной, но и вернул всех пленных рязанцев. И вернулись все домой, и построили город Рязань на новом месте. В песне история жизни Авдотьи и ее семьи проявляется как выражение народной национальной трагедии.
Песня о Щелкане Песня о Щелкане – одна из самых известных исторических песен, отражавших борьбу с монгольским игом. Основой для песни стало конкретное историческое событие – восстание в Твери в 1327 году.  Щелкан выпросил у хана себе в управление Тверь. Но он был очень жестоким и несправедливым. Тверчане собрались к своим князьям Борисовичам за помощью. Те, собрав дары, отправились к Щелкану просить быть «судьей справедливым и милостивым». Но Щелкан принял их не так как они ожидали. Не выдержали князья обиды и убили Щелкана.
Повесть о разорении Рязани Батыем Повесть о разорении Рязани Батыем посвящена реальному историческому событию, поражении русских князей и о разорении Рязани ханом Батыем. Все герои повести — реальные исторические персонажи. Евпатий Коловрат показан в образе былинного богатыря, уважение к подвигу которого выказал даже сам Батый. Произведение создано в жанре военной повести и прославляет героизм русских людей, их веру, стойкость, готовность к самопожертвованию ради своей страны.
Житие Михаила Тверского В произведении рассказывается о жизни и смерти князя Михаила Тверского, его противостоянии с князем московским Юрием. Автор подробно описал как возникла вражда двух князей, как из-за клеветы Юрия, Михаил был приговорен к смерти, и как эта вражда привела к жестокому убийству князя Михаила в Орде.

Задание 5. Найдите в библиотеке или в Интернете изображения объектов культуры XIII—XIV вв. Продолжите заполнение в тетради таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X — начала XVI в.» (с. 46—47).

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 22

Церковь Покрова на Нерли

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 22

Церковь Феодора Стратилата «на Ручью»

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 22

Успенский собор на Городке (Звенигород)

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 22

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Задание 6. Подготовьте небольшой рассказ о памятниках культуры вашего края XIII—XIV вв., привлекая материал краеведческого музея, библиотеки, интернет-ресурсов. Напишите план рассказа.

План рассказа:

  1. Москва — столица крупного княжества. Архитектура должна закрепить главенствующее положение города
  2. Белокаменный Кремль — мощные оборонительные сооружения демонстрируют силу княжества
  3. Храмы на территории Кремля — продолжение Владимиро-Суздальской традиции
  4. Архитектура в других городах княжества — активно развивается каменное строительство
  5. Успенский собор в Звенигороде — новые архитектурные приемы дают начало собственному архитектурному стилю возвышающейся Москвы.

Рассказ

К XIV веку Москва превращается в столицу крупного княжества, которое соперничает с могущественной Тверью. Успехи Москвы закрепила дальновидная политика Ивана Калиты. При нем начинается монументальное строительство столицы, он же расширяет территорию Кремля и обносит ее в 1339 г. дубовыми стенами.

В 1367 г. Дмитрий Донской сооружает вокруг Кремля белокаменные стены, превращая его в мощную крепость. Периметр стен (около 2000 м) близок к нынешнему, составляющему 2235 м при площади в 26,5 га. Первоначально Кремль имел 8 или 9 башен. Каменная кладка была выполнена за один сезон. Количество рабочих оценивается примерно в 2000 человек. Верхняя часть стен и башен, а также кровля были деревянными. 

На территории Кремля первым каменным зданием являлся Успенский собор, заложенный в 1326 году, при Иване Калите. Строители возводили здания из белого камня (известняка). В 1329 году закладывается церковь Ивана Лиственичника, в 1330 — храм Спаса на княжеском дворе, в 1333 году на месте деревянной возводится церковь архангела Михаила. 

Эти постройки не сохранились. Аналогом пространственного решения тогдашних храмов может, вероятно, служить Звенигородский Успенский собор (XIV век), продолжавший традиции Владимиро-Суздальской архитектуры. Это одноглавый храм строгих пропорций, квадратный в плане, с тремя апсидами. Фасад расчленён архитравом по горизонтали и опорными столбами по вертикали.

Наиболее интересно архитектура Московского княжества проявила себя в Коломне, которая была стратегическим пунктом обороны. Здесь строятся несколько каменных храмов, в том числе Успенский собор 1379-1382 г., который впоследствии был перестроен. В Серпухове и Можайске возводятся: Никольский собор и церковь Иоакима и Анны. В Москве в 1393-1397 годах строится Благовещенская церковь. В 1393-1394 годах – церковь Рождества Богородицы.

Самое раннее из сохранившихся сооружений ранней Москвы (Московского княжества) — Успенский собор на Городке в Звенигороде (1399 г.) сооружен в традициях владимиро-суздальского зодчества. Однако появляются и новые отличительные особенности: тройная лента белокаменной резьбы растительного характера, архивольты порталов и закомары имеют четкие килевидные заострения, но главное – применение ступенчато-повышающейся конструкции сводов и усложненное завершение (4 дополнительных диагональных закомары и кокошники в основании барабана). Четко прослеживается мотив движения ввысь, формы органичны, глава как будто вырастает из сводчатого завершения.

Рассмотренные выше памятники раннемосковского зодчества показывают, что к концу XIV века великокняжеские зодчие уже хорошо освоили технику каменного строительства и выработали на основе современных тенденций разных художественных школ тот архитектурный стиль, который соответствовал возвышающейся Москве.