Параграф 11. Наша Родина — Россия — Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ

Задание 1. Прочитайте имена, которые давали детям в Древней Руси до принятия христианства, а во многих местах и после. По каким признакам их давали?

Мальчики: Заика — заикается, Умник — умный, Любим — любимый, Миляй — милый, Сорока – говорливый, Молчан — молчаливый, Кудряш — кудрявый, Одинец – единственный ребенок в семье, Весняк – весь в веснушках.

Девочки: Забава — веселая, Красава — красивая, Снежана — белокожая, Горислава – милая, славная, Малуша — маленькая.

Задание 2. Заполните таблицу «Занятия сельских жителей Древней Руси».

Категория населения Лето Зима
Мужчины Работали в поле, ходили на охоту или рыбалку, разводили скот, занимались бортничеством и ремеслом (кузнечным, гончарным делом и т.д.). Делали или чинили домашнюю утварь, занимались ремеслом.
Женщины Вели домашнее хозяйство, занимались скотом, воспитывали детей, чинили одежду, ходили в лес по грибы и ягоды. Вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, пряли, ткали и шили одежду.
Дети Мальчики – трудились в поле или пасли скот, обучались ремеслу.



Девочки приобщаются к ведению домашнего хозяйства, следят за младшими детьми.

Обучались ремеслу или помогали по хозяйству.

Задание 3. Отгадайте русские народные загадки об одежде.

  1. Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу — привечу (шапка).
  2. По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл (порты).
  3. Днём обручем, ночью змеёй (пояс).

Задание 4. Подпишите названия одежды, представленной на рисунках.

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 11

Шапка, кафтан, кушак, сапоги
Рубаха, пояс, порты, онучи, лапти

Задание 5. Подпишите под каждым рисунком название крестьянской утвари.

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 11

Кадка, ведро, лохань, чугунок, крынка, шайка, ушат, бочка

Задание 6. Представьте, что вы житель древнерусского города. Опишите свой быт, используя материалы параграфа и дополнительную литературу. С какими трудностями столкнулся бы современный человек, если бы попал в древнерусский город?

У нас в городе есть устоявшиеся бытовые традиции и обычаи. Давайте я немного расскажу о них. Вот, например, возьмем моё семейство. Я и моя жена – из свободного городского ремесленного люда. Детей у нас трое – они уже большие, поэтому помогают в ремесле. Я занимаюсь резьбой по дереву, а жена ткёт такие ковры и циновки, что не стыдно их и в княжьих палатах положить. Мы изготавливаем товары и продаем их на торгу заезжим купцам. Вырученных средств нам вполне хватает, чтобы жить.

По меркам деревенских жителей мы даже живем богато. Живем мы в деревянной избе. Подклети у нас нет, домашнего скота тоже. Мебель в избе деревянная, резная — табуреты, скамьи, столы и лавки я сам смастерил и украсил. Скатерть и рушники вышивала моя жена. Она у меня мастерица. Одежду для нас тоже она сшила. Я, конечно, не боярин и не купец, и не могу себе позволить роскошную одежду с вышивками и нашитыми драгоценными камнями, но я и не холоп. Моя одежда, хоть и проста, но красива и практична — расшитый кафтан подпоясанный кушаком, порты и сапоги.

Задание 7. Подтвердите материалами из текста учебника, что повседневная жизнь и быт верхушки общества отличались от жизни и быта основной части населения (запишите в виде тезисов).

  • Бояре не работали сами, они владели вотчинами;
  • Бояре жили в деревянных или каменных хоромах — простые люди в избах или полуземлянках;
  • Бояре носили епанчи, а простые жители — зипуны или кафтаны;
  • Одежда бояр была из тонкого полотна, шелка и парчи, а у простого люда — из простой домотканой ткани;
  • Отличались развлечения и досуг: у простого народа посиделки, хороводы, общинные пиры, а у бояр и князей — пиры, соколиная или псовая охота.