Параграф 22. ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII-XIV В.

Вопросы в тексте параграфа

Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

Освоение новых территорий, объединение земель вокруг Москвы, десятилетия отсутствия набегов Орды, успехи в хозяйственном развитии способствовали возрождению русской культуры. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещался в Москву, возглавившую борьбу против Золотой Орды. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала одной из ведущих во всех русских землях. Она проходила красной нитью через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры. В культурном развитии Руси начался период переосмысления роли русского человека, его мироощущения и жизни в едином русском государстве.

Что такое эпоха Возрождения?

Эпоха Возрождения или Ренессанса представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями. Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения. Эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

В этот период на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм. Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно, от этого и происходит термин «Возрождение». По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения. Быстрыми темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. На новый уровень выходят литература, живопись, музыка. Закладывается основа будущих значимых научных теорий и открытий.

Узнайте, когда и где в Европе впервые появилась бумага

Около 1100 года производство бумаги было завезено в Испанию маврами, впервые появляется бумажная мельница в Хативе (Испания). Также в X-XI веках бумага уже активно использовалась в скрипториях Византии.

Почему, на ваш взгляд, в былинах повествуется о событиях, связанных с историей Древней Руси?

В устном народном творчестве Древняя Русь, стольный град Киев, Владимир Красное Солнышко, былинные богатыри представали как воплощение единства Руси. Именно эта идея стала очень популярной в народном творчестве новой Руси XIV века.

В чем вы видите главное отличие жанра былины от жанра исторической песни?

В отличие от жанра былины, героями исторической песни представлялись не идеализированные герои и правители, а простые люди. В песнях рассказывалось об их героизме, подвигах, чувствах и судьбе. Уж очень свежи были в памяти события противостояния Орде, когда во всей красе проявился героизм простых людей.

Найдите изображения церкви Николы на Липне в Интернете. Сравните их с русскими храмами домонгольского времени. Сделайте выводы.

Каменный храм, заложенный в 1292 году, стал первым каменным храмом, построенным на Новгородской республике после монгольского нашествия на Русь. При строительстве храма зодчие ориентировались на одну из последних домонгольских церквей — церковь Рождества в Перынском скиту, которая в свою очередь является новгородской переработкой принципов смоленской архитектуры. Это такой же квадратный в плане, крестовокупольный, четырёхстолпный, одноглавый и одноабсидный храм, только более крупный и широкий. Лопатки на трёхлопастном фасаде присутствуют только на углах. Над западным входом в храм находится ниша, в которой раньше были фрески. В верхней части барабана, над «бровками» окон и под трёхлопастными абрисами фасадов располагаются аркатурные пояса, аналоги которых по мнению некоторых исследователей следует искать в романской (или переходной романо-готической) архитектуре Ливонии. Кроме того, храм оформлен небольшими нишами с каменными рельефными крестами.

В это церкви впервые можно увидеть новую строительную технику. По сравнению с более древней техникой, которая состояла из чередующихся рядов камня и плинфы на растворе извести с примесью кирпича-цемянки, храм Николы в большей степени сложен из волховской плиты на растворе песка с известью. В кладке церкви Николы в некоторых местах применен еще и кирпич более усовершенствованной удлиненной формы. Именно такая система кладки вскоре станет характерной особенностью каменного новгородского зодчества 14-15 веков.

Церковный зодчий решил последовать за строителями церкви Перынского скита и отказался от былой системы посводного покрытия. Он перешел к трехлопастному завершению здания, являющегося отличительной особенностью практически всех памятников знаменитого новгородского зодчества 14-15 веков. Зодчий храма Николы решил переменить членения фасадов лопатками, что станет характерной чертой зодчества первой половины 14 века. Для того чтобы создать художественный облик церкви Николы, были применены вытянутые пропорции, что и стало одной из характерных черт новгородских памятников 14-15 веков.

В отличие от суровых новгородских церквей домонгольского периода храм Николы отличается легкостью, нарядностью и торжественностью форм. В храме с особой отчетливостью выступили черты, которые свидетельствовали о начале полного переосмысления былых архитектурных традиций.

Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле?

Феофан стал признанным мастером в Византии, но его искусство «переросло» строгие византийские каноны. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Многие талантливые люди Византии того времени стремились уехать в Италию, где зарождалась эпоха Возрождения. Феофан так же мог уехать в Италию, но не смог отказаться от своей православной веры и поехал реализовывать свои творческие амбиции на Руси.

На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. После его приезда в Новгород его искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой. Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

Известно, что на Руси Феофан Грек принимал участие в росписи десятков церквей. К сожалению, большинство его работ утрачено и неизвестно, принадлежит ли ему самому или его ученикам целый ряд первоклассных произведений, ему приписываемых. Достоверно известно только, что им была расписана церковь Спаса Преображения в Новгороде.

Конечно живопись Феофана Грека была созвучна уходящей золотоордынской Руси. Но она не соответствовала настроениям новым, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызвало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Назовите причины культурного возрождения русских земель.

  • освоение новых территорий;
  • успехи в хозяйственном развитии;
  • усиление Московского княжества, начало процесса объединения Северо-Восточной Руси;
  • идея единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством.

2. Какие новые жанры и идеи появились в устном народном творчестве в XIII—XIV вв.?

В устном народном творчестве XIII-XIV веков наивысшего расцвета достиг былинный героический эпос. Создатели обращались к славному прошлому своей страны, к временам Киевской Руси. В устном народном творчестве Древняя Русь, стольный град Киев, Владимир Красное Солнышко, былинные богатыри представали как воплощение единства Руси. Именно эта идея стала очень популярной в народном творчестве новой Руси XIV века.

Наряду с героическим эпосом, былинами, сформировался новый жанр устного творчества – исторические песни. В отличие от жанра былины, героями исторической песни представлялись не идеализированные герои и правители, а простые люди. В песнях рассказывалось об их героизме, подвигах, чувствах и судьбе. Уж очень свежи были в памяти события противостояния Орде, когда во всей красе проявился героизм простых людей.

3. О чём идёт речь в «Повести о разорении Рязани Батыем»? Определите жанр этого произведения.

Повесть о разорении Рязани Батыем посвящена реальному историческому событию, поражении русских князей и о разорении Рязани ханом Батыем. Все герои повести — реальные исторические персонажи. Евпатий Коловрат показан в образе былинного богатыря, уважение к подвигу которого выказал даже сам Батый. Произведение создано в жанре военной повести и прославляет героизм русских людей, их веру, стойкость, готовность к самопожертвованию ради своей страны.

4. Расскажите о достижениях русского зодчества конца XIII—XIV в.

Русское зодчество конца XIII—XIV века развивало и переосмысливало традиции Древней Руси. Именно в этот период возникла национальная русская архитектура, потому что появились первые русские зодчие, способные самостоятельно вести строительство. Также в этот период увеличилось количество построек, и особенно каменных зданий. Русские мастера выбирали место для строительства, учитывая окружающий ландшафт.

Памятники русского зодчества в основном рассказывают о мире средневекового православного человека. Все они строились по единым канонам – храмы были крестово-купольными. Венчал храм крест. Несмотря на каноны на Руси сложились уникальные архитектурные школы. Так, для владимиро-суздальской архитектуры были характерны резьба по камню, аркатурные пояса из полуколонн. Новгородскую архитектурную школу отличала простота и строгость форм и внутреннего убранства, отсутствие резных элементов.

Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. Построен Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Свидетельством возрастания могущества Москвы стало возведение белокаменного Кремля. Все здания в Москве возводились в духе традиций владимирского зодчества (пышность, торжественность), что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы.

Своеобразием отличалось зодчество Пскова. Поскольку эта земля находилась на окраине Руси, то распространение получило именно оборонное строительство. Примером тому служит каменная крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений страны. Вся архитектура самого города Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.

5. Какая важная для историка информация содержится в названии московской церкви Спаса на Бору?

Полное название церкви — Собор Спаса Преображения на Бору. Это монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму. Сама история праздника Преображения Господня предполагает наличие горы или холма, поэтому храмы, посвящённые этому празднику, стараются строить на возвышенности. Стоял он на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал.

6. Перечислите живописные шедевры, созданные на Руси в конце XIV в.

В конце XIV века самым известным художником считался Феофан Грек. Его работы — фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, в частности фреска Спасителя на куполе церкви, Икона Донской Божьей Матери, Иконостас Благовещенского собора стали шедеврами конца XIV века. В начале XV века в русском живописном мире появляются новые имена – Андрей Рублев, Дионисий.

7. Подтвердите фактами утверждение, что русская живопись всё более освобождалась от византийского влияния и приобретала свои самобытные черты.

Монументальная живопись пришла на Русь в конце десятого века вместе с христианской верой. Князья возводили храмы и церкви, которые требовалось расписывать и украшать иконами. Своих мастеров ещё не было, и волей-неволей приходилось приглашать греческих художников. Так византийская школа живописи и церковные каноны надолго вошли в культуру древней Руси. Однако, после свержения монголо-татарского ига сложились, наконец, свои, русские традиции изобразительного искусства.

С начала двенадцатого столетия начинается период политической раздробленности на Руси. Именно тогда начинает складываться самобытная русская школа иконописи и монументальной живописи. Княжества были разделены, Русь потеряла культурные связи с Византией, и поэтому в каждом городе искусства развивались независимо друг от друга и внешнего мира. Культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Там греческие каноны приобрели новый, самобытный вид. Иконопись обрела монументальный и торжественный вид, но потеряла плавность линий византийской техники. Одним из таких шедевров является икона св. Дмитрия Солунского.

Следующий период знаменуется монгольским владычеством. Русь по сути была изолированной. Культура пришла в упадок. Новые церкви почти не строились, и поэтому искусство мозаики и фрески уступило место иконописи. И только в Новгороде, куда не дошли разорительные орды кочевников, сохранилась и даже продолжала развиваться живопись. Некоторые учёные считают, что новгородская иконопись 13-15-ых веков просто упростила византийские образцы: изображаемые образы потеряли объём, стали простыми и грубоватыми. Считается, что именно так живопись обрела национальный колорит. Новгородские иконы этого периода отличаются более выразительными, эмоциональными образами. Также в них прослеживается европейское влияние. Линии фигур стали жёсткими, цвета контрастными, преобладает красный фон. Примером новгородской иконописи 13-15-ых столетий является икона «Иоанн Лествичник с Георгием и Власием».

После освобождения от зависимости от Орды и объединения Руси наступило время расцвета и возрождения культуры. На русскую живопись оказали своё влияние новгородская школа, работы таких великих мастеров, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий. В этот век окончательно сложилась настоящая русская школа живописи. Ей свойственна смесь византийского искусства с национальным колоритом.

Работаем с картой

1. Найдите на карте города, в которых началось каменное строительство в конце XIII—XIV в. 2. Покажите на карте города, которые в XIII—XIV вв. стали новыми центрами летописания.

Изучаем документ

1. Какова была творческая манера Феофана Грека? Чем он отличался от большинства художников того времени?

Феофан Грек был гением в живописи и как положено всем гениальным художникам он не просто делал роспись, он творил. Автор текста о Феофане Греке подчеркивает именно умение художника создавать картину сначала в своей голове, а потом воплощать ее на холсте или штукатурке храма. Феофан свои картины творил, а не копировал. Этим он, по мнению автора, отличался от большинства художников того времени. В образах Феофана — огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет — насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора.

2. Какое влияние оказал Феофан Грек на дальнейшее развитие русского искусства?

Страстное, вдохновенное искусство Феофана Грека первоначально было созвучно мироощущению русских людей и, несомненно, оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников. Они начали творить. Высокое мастерство Феофана, его умение подчинять многофигурные росписи храма единому замыслу, живой динамизм и психологическая глубина созданных им образов нашли отклик и у русских мастеров.

Правда, тема сурового аскетизма, которую столь блестяще разработал византийский мастер, не получила дальнейшего развития. Она не соответствовала новым настроениям русского народа, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызывало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и Руси в XIII—XIV вв. вы можете указать?

Развитие культур Руси и стран Западной Европы в XII-XIV веках условно можно назвать одним общим словом – Возрождение. Вернее, этот период знаменуется началом эпохи возрождения культуры, переосмысления места человека в мире, роли церкви и государства.

Конечно же развитие культуры на Руси и в странах Западной Европы шло своими собственными путями, однако есть и некоторые общие тенденции. Например, в европейской литературе начинает прослеживаться тенденция к развитию так называемой «городской» или «крестьянской» литературы, которая по сути является народной песней, записываемой на бумаге. В таких произведениях главными героями являются простые люди с их достоинствами и недостатками. В них отражается народная мечта о свободе, достоинстве, благородстве простого человека. Широко стали распространены героические баллады — большую известность получил цикл баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин Гуду — любимому герою английского народа. Похожие тенденции мы видим и в развитии русской литературы и устного народного творчества.

2. Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды? Приведите примеры взаимного влияния культур. Подготовить исследовательский проект «Взаимопроникновение культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды».

Скорее да, мы можем говорить о некотором взаимопроникновении культур разных народов. Влияние монголо-татар в большей степени выражено в элементах русской бытовой культуры, привнося изменения в быт, одежду, украшения, сферу торговых отношений. Изменилась одежда: наряду с длинными белыми славянскими рубахами и длинными штанами в обиход вошли были золотые кафтаны, цветные шаровары и сафьяновые сапоги, женские украшения как бисер, бусы, раковины и т. д. Монголы привнесли в русскую культуру счеты, валенки, пельмени.

Проживание по соседству и постоянное взаимодействие русских с народами Орды не могло не повлиять и на язык. Так, в русский язык пришло множество тюркских слов, которые современниками уже и не расцениваются как заимствованные. Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государственному (казак, караул, ярлык) и экономическому устройству (казна, тамга (откуда таможня), товар). Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство (жесть, кирпич, лачуга), украшения (бирюза, жемчуг, серьга), огород (арбуз, ревень), ткани (бязь, войлок, миткаль, тесьма), одежда и обувь (башмак, кафтан, кушак, фата, чулок, штаны). К лексическим заимствованиям этого периода относятся и такие широко известные слова, как барсук, булат, карандаш, кинжал, мишень, слон, таракан, тюрьма.

О тесном переплетении двух культур свидетельствует и обогащение истории родословных русских семей вкраплением монголо-татарских корней. Влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить, выходцы из этой среды даже становились государями всея Руси. Вот примеры известных русских фамилий, происходящие от татаро-монгольских корней: Бунины, Карамзины, Рахманиновы, Скрябины, Тургеневы и т.д.

Таким образом, монголо-татарское завоевание оказало в целом значительное влияние на древнерусскую цивилизацию. Помимо прямых последствий ордынской политики здесь наблюдаются структурные деформации, которые в конечном счете привели к изменению типа феодального развития страны. Московская монархия не была непосредственно создана монголо-татарами, скорее наоборот: она складывалась вопреки Орде и в борьбе с ней. Однако опосредованно именно последствия воздействия завоевателей обусловили многие сущностные черты этого государства и его общественного строя, что проявилось культуре этого периода.

Заимствования у монголов сказались и на военном деле, прежде всего на устройстве конницы. По мнению евразийцев, Русь заимствовала такие черты воинской доблести монгольских завоевателей, как храбрость, выносливость в преодолении препятствий. Также в русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Кроме того, московские правители восприняли у монголов этикет дипломатических переговоров. Их знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогало в отношениях с восточными державами, особенно с теми, которые стали преемниками Золотой Орды, но случались недоразумения в отношениях со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.

Но самое главное, что нам удалось почерпнуть или скорее даже воспитать в себе во время Ордынского владычества – это терпимость к вероисповеданию и традициям других народов, что позволило на этих принципах в дальнейшем построить новую многонациональную Россию.

Возможные дополнительные вопросы на уроке

Как отразилось Батыево нашествие на культурной жизни Руси?

Серьезнейший удар был нанесен по культуре русских княжеств. После Батыева нашествия строительство каменных зданий на Руси надолго прекратилось.

Какие факторы могли способствовать возрождению русской культуры?

Факторы, способствовавшие возрождению русской культуры:

  • освоение новых территорий;
  • успехи в хозяйственном развитии;
  • усиление Московского княжества, начало процесса объединения Северо-Восточной Руси;
  • идея единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством.

error: Content is protected !!