Параграф 3. ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ

Тестовый контроль

  1. Объединение людей, которые совместно владеют землей и многие вопросы решают на общих собраниях:
    1. Община
    2. Род
    3. Демократия
    4. Княжество
  2. В лесном крае от Балтийского моря до Уральских гор проживали:
    1. тюркоязычные племена
    2. финно-угорские племена
    3. аварские племена
    4. скифские племена
  3. Жители государства, образовавшегося в VII в. в Нижнем Поволжье:
    1. Хазары
    2. Половцы
    3. Булгары
    4. Скифы
  4. Первые люди появились на территории современной России около:
    1. 1,5 млн лет назад
    2. 700 тыс. лет назад
    3. 40 тыс. лет назад
    4. 10 тыс. лет назад
  5. Животное, которое человек приручил первым:
    1. Собака
    2. Корова
    3. Свинья
    4. Лошадь
  6. Основной вид деятельности людей в ледниковый период:
    1. пашенное земледелие
    2. скотоводство
    3. загонная охота
    4. ремесло
  7. Первые государственные образования на территории нашей страны создали:
    1. Гунны
    2. Авары
    3. Хазары
    4. Греки
  8. Одно из последствий окончания ледникового периода:
    1. появление человека современного типа
    2. появление первобытного человеческого стада
    3. переход человека от присваивающего к производящему типу хозяйства
    4. древние люди начали использовать огонь
  9. Знать Хазарского каганата исповедовала:
    1. Ислам
    2. Православие
    3. Буддизм
    4. Иудаизм
  10. Человек современного типа появился около:
    1. 1,5 млн лет назад
    2. 700 тыс. лет назад
    3. 40 тыс. лет назад
    4. 10 тыс. лет назад
  11. Раньше других на территории современной России появился(лось):
    1. Боспорское царство
    2. Тюркский каганат
    3. Хазарский каганат
    4. государство Понт
  12. В X в. волжские булгары приняли:
    1. Православие
    2. Буддизм
    3. Ислам
    4. Иудаизм

Задания

  1. Впишите понятие.
    1. (ремесло) — ручное производство различных изделий, орудий труда, основанное на опыте, навыках (личном мастерстве) работника.
    2. (племя) — объединение нескольких живущих по соседству родовых общин, имеющих общее управление и религиозный культ.
  2. Расположите события в хронологической последовательности.
    1. Образование Хазарского каганата — 3
    2. Образование Скифского царства — 1
    3. Образование Тюркского каганата — 2
    4. Возникновение Волжской Булгарии — 4
  3. Расположите события в хронологической последовательности.
    1. Появление первых государств — 4
    2. Наступление ледникового периода — 1
    3. Переход человечества к земледелию — 3
    4. Появление соседской (территориальной) общины — 2
  4. Тюркоязычные народы:
    1. Мурома
    2. Мордва
    3. Булгары
    4. Черемисы
    5. Хазары
  5. Финно-угорские племена:
    1. Весь
    2. Хазары
    3. Чудь
    4. Авары
    5. сарматы

Вопросы в тексте

1. Что позволило восточным славянам заселить обширнейшие пространства на востоке Европы?

Примерно во II тысячелетии до нашей эры балтославянские племена выделились из индоевропейских племён. Они заселили огромную территорию, включавшую южное побережье Балтийского моря, значительную часть Центральной и Восточной Европы. Эти племена предположительно благодаря тому, что были разбросаны по большой территории, пережили миграцию готов и нашествие гуннов. Примерно в V веке до н.э. произошло разделение балтославянской группы на племена балтов и славян. Славяне в IV—X веках нашей эры разделились на три группы племен: южная (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западный (предки чехов, словаков и поляков) и восточный (предки русских, украинцев и белорусов). Восточные славяне двинулись с территории района реки Дуная на восток и расселились на обширной территории Восточно-Европейской равнины (современная Беларусь, Украина и Россия до Волги на востоке и до Белого моря на Севере). Южные славяне осели на Балканском полуострове, а западные славяне заняли территории Центральной Европы. Эта миграция считается третьим этапом Великого переселения народов.ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 3

2.Какие племена участвовали в Великом переселении народов?

Первая волна – переселение германских племен. Готы, населявшие территорию современной Швеции, в 239 г. перешли границу Римской империи. Их примеру последовали франки, вандалы, саксы.

Вторая волна — переселение тюркских и монгольских племен гуннов, которые из степей Центральной Азии в 378 году вторглись на земли Европы.

Третий этап начался в V в., когда славянские племена двинулись в Восточную Европу.

3. Можно ли назвать религии древних египтян, греков, римлян языческими?

Да, религии древних египтян, греков, римлян можно назвать языческими, потому что в их верованиях был не один бог, а несколько, что является одним из главных признаков язычества.

4. Чем отличается родовая община от соседской (территориальной)? Как управляется каждая из них? Чем вызваны эти различия?

Родовая община – первые объединения древних людей, включавшие кровных родственников. Имущество общины считалось общим достоянием, все её члены имели равные права, вопросы решали сообща. При этом наибольшим влиянием пользовались самые старшие, умудрённые опытом люди.

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.

Из общины стали выделяться вожди и старейшины, которые управляли жизнью общины. Обмен продуктами, который контролировали старейшины, привел к накоплению богатств. Появление накоплений стало причиной столкновений между племенами. Взятые в плен враги становились рабами. Появились люди, обладающие богатствами и владеющие рабами. Зародилась эксплуатация — присвоение результатов чужого труда.

5. В летописи сохранилась пословица «погибли яко обры». Объясните её смысл.

Широко известно выражение древнерусской «Повести Временных лет» — «Погибоша аки обре». Так говорят о чём-либо погибшем, бесследно исчезнувшем. Обрами в русских летописях именовалось исчезнувшее племя аваров. Смысл этой поговорки – даже такие сильные, непобедимые, надменные и упивающиеся своей безнаказанностью могут получить по заслугам.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Когда славянские племена выделились из индоевропейских?

Примерно во II тысячелетии до нашей эры балтославянские племена выделились из индоевропейских племён. Они заселили огромную территорию, включавшую южное побережье Балтийского моря, значительную часть Центральной и Восточной Европы. Примерно в V веке до н.э. произошло разделение балтославянской группы на племена балтов и славян. Причем балты разделились на три крупные группы — западную (предки пруссов, ятвягов, галиндов, куршей и скалвов); срединную (предки литвы, жемайтов, аукштайтов, латгалов, земгалов и селов), и днепровскую (предков летописной голяди и других племен, названия которых неизвестны). В свою очередь славяне в IV—X веках нашей эры так же разделились на три группы племен: южная (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западная (предки чехов, словаков и поляков) и восточная (предки русских, украинцев и белорусов).

2. Перечислите главные занятия восточных славян и назовите орудия труда, которыми они пользовались.

Главным занятием восточных славян было земледелие. Землю обрабатывали сохой и бороной. Сеяли из висевшего на груди лукошка. Созревшие колосья срезали серпами. Восточные славяне также занимались скотоводством, разводили коров, лошадей, коз, овец, свиней. Большую роль в жизни славян играли бортничество (собирание мёда диких пчел), рыболовство, охота. Из меха и шкур шили одежду, из шерсти – ткали полотна ткани. Было развито ремесленничество – кузнечное и гончарное дело.

3. В чём преимущество двуполья и трёхполья перед перелогом и подсечно-огневой системой?

При двуполье и трёхполье земля использовалась более эффективно чем при перелоге и подсечно-огневой системе. Земля медленнее истощалась и поддерживался высокий уровень плодородия. Кроме того, сев озимых при трёхполье позволял снимать урожай раньше, чем убираются яровые хлеба.

ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 34. Опишите внешний облик восточных славян и их образ жизни.

По описаниям древних авторов, многие славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы и серые глаза. Восточные славяне селились обычно по берегам озёр и рек. Жили семьями в деревянных домах-полуземлянках. Топились такие жилища по-чёрному – дым уходил не через трубу, а в отверстие в крыше. В домах устраивалось несколько выходов, а ценные вещи зарывали в землю на случай нападения врагов. Славяне были миролюбивыми, добродушными и гостеприимными. Но при этом были известны как храбрые воины. Основным видом оружия служили копья, круглые деревянные щиты, луки и стрелы. Славяне прекрасно плавали, были находчивы и смекалисты.

5. Какими были религиозные верования восточных славян?

Восточные славяне были язычниками и поклонялись многим богам. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Бог солнца – Ярило, бог грома и молний – Перун, бог ветра – Стрибог, покровитель скотоводства – Волос, богиня плодородия – Мокошь и т.д. Славяне почитали своих предков, чьи духи, по их мнению, охраняли потомков от бед. Для поклонения богам славяне не строили храмов, они совершали обряды в священных рощах, где стояли деревянные или каменные статуи божеств – идолы. Для того, чтобы задобрить божество, ему приносили в жертву животных, а в особо важных случаях – людей.

6. Как была организована жизнь в славянском племени?

Сначала восточные славяне жили родовыми общинами. Во главе рода стоял старейшина. По мере расселения славян стали образовываться территориальные общины – верви. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семьями. Жизнь общины управлялась общим советом – вече. Для ведения общих дел выбирали старейшин. Во время нападений врагов славяне собирали народное ополчение. Затем отдельные общины объединялись в племена, которые в свою очередь составляли союзы племен.

Работаем с картой

Рассмотрим карту в учебнике на странице 28.
ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 3
1. Покажите на карте территории, на которых в VI—VIII вв. расселились восточные славяне.



Территория расселения восточных славян в VI—VIII вв. закрашена зелёным цветом.

2. Перечислите названия союзов племён восточных славян.

Названия союзов племён восточных славян написаны красными буквами. Это словене ильменские, кривичи, полочане, дреговичи, радимичи, вятичи, северяне, древляне, поляне, волыняни, уличи, белые хорваты, тиверцы.

3. Какие крупные реки впадают в Чёрное море?

На карте обозначено только четыре крупные реки, впадающие в Черное море: Дунай (1), Днестр (2), Южный Буг (3), Днепр (4).

Река Прут (5) является притоком, поэтому впадает она не в Чёрное море, а в реку Дунай, которая затем впадает в Черное море.

4. Какие из них протекают по территории современной России? других государств?

  • Дунай (1) — протекает по территории десяти государств: Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Болгарии, Румынии, Украины и Молдавии.
  • Днестр (2) — протекает по территории двух государств: Украины и Молдавии.
  • Южный Буг (3) — протекает по территории Украины.
  • Днепр (4) — протекает по территории трёх государств: России, Белоруссии и Украины.

5. На берегах каких рек жили восточные славяне?

Дунай (1), Днестр (2), Южный Буг (3), Днепр (4), Прут (5), Тиса (6), Буг (7), Припять (8), Неман (9), Десна (10), Сейм (11), Дон (12), Ока (13), Западная Двина (14), Волга (15), Ловать (16), Волхов (17).

Изучаем документ

ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 3

1. Пользуясь текстом параграфа и сведениями документа, составьте рассказ о жизни в славянском поселении.

Славяне вели преимущественно оседлый образ жизни и предпочитали селиться в лесах, у рек, болот или озер. Они строили деревянные дома-полуземлянки с крышами из ветвей, обмазанных глиной. Главным занятием славян было земледелие. Они сеяли пшеницу, рожь, просо, ячмень и гречиху, а в огородах выращивали репу, редьку, свёклу, капусту, лук и чеснок. Хлеб был главной пищей славян, поэтому зерно называли житом (от слова «жить»). У славян также широко было распространено скотоводство, бортничество, рыболовство, охота. Основными ремесленными занятиями было ткачество, гончарное и кузнечное дело.  Славяне жили общинами, сначала родовыми, потом соседскими. Управляли обществом выборные старейшины, а впоследствии общее собрание – вече.

Согласно византийским летописным источникам славяне были высокими, светловолосыми с серыми глазами. Византийские авторы, конечно, пренебрежительно отзывались о быте славян, называя их жилища жалкими, а язык и обычаи варварскими, но при этом уважительно относились к храбрости славян и восхищались их силой и выносливостью. Так, византийский писатель VI века Маврикий-Стратег отдавал должное военной смекалке славян, которые «врагов любят они подстеречь в лесной чаще, в ущельях и крутизнах; пользуются в достаточной мере засадами, внезапными нападениями и хитростями, и ночью, и днем изобретая всевозможные способы борьбы».

Славяне отличались дружелюбностью и гостеприимством. Они мирно сосуществовали практически со всеми окружающими племенами, но, если приходилось воевать – собирали ополчение и били врага до полного его уничтожения.

2. Оцените, как относится автор к славянам — уважительно, со страхом, пренебрежительно или как-то по-другому.

С одной стороны, автор, как представитель развитой византийской культуры пренебрежительно отзывается о быте славян, называя их жилища жалкими и, вероятно, считает дикостью религиозные верования славян. Однако он с уважением описывает их храбрость на поле боя и восхищается их ростом и силой.

3. Сопоставьте текст документа с текстом учебника и определите, как назывался верховный бог у славян.

Судя по тексту документа, речь идет о боге грома и молний Перуне.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Каким образом история восточных славян связана с Великим переселением народов?

Расселение восточных славян по территориям Восточной Европы считается третьим этапом Великого переселения народов. Именно в этот период произошло разделение славянских племен на южную, западную и восточную ветвь. К сожалению, нет достоверных сведений о том, как сказались на протославянских племенах первый и второй этап Великого переселения – движение готских племен с севера на юг и нашествие полиэтнических племен гуннов с востока.

ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 32. Какое влияние на развитие восточных славян оказали их соседи?

Экспансия восточных славян на территорию Восточной Европы в основном носила характер мирной колонизации. Славяне старались мирно сосуществовать с местными племенами и даже перенимали элементы языка, верований и традиций. Так у балтов был заимствован бог Перун, у финно-угорских племен – называния некоторых рек и озёр, у скифов и сарматов некоторые иранские слова (бог, хата, собака, топор и т.д.). Некоторые славянские боги – Хорс, Стрибог – носили иранские имена.

3. Сравните сложившуюся систему управления у восточных славян с системой управления древнегреческого полиса. Что в них общего, а в чём различие? Представьте материал в виде таблицы в тетради.

Управление в полисе Управление у восточных славян
Общее
  • Участие народа в управлении (демос и вече – народные собрания).
  • Для управления общими делами избираются правители (должностные лица в полисе и старейшины в славянской общине).
  • Народное ополчение.
  • Угодья и поля поделены между членами общины (сочетается частная и коллективная формы собственности).
Различия Статус члена полиса на у всех Все члены общины имеют равные права
Социальное неравенство Социальное равенство
Раб не мог стать членом полиса Раб мог стать членом общины

Комментарий: следует отметить, что данное сравнение фиксирует определенное положение и временной период – начальное традиционное представление о системе управления полисом и соседскую общину у восточных славян. Именно поэтому мы вообще не упоминаем верховных правителей, которые появились при развитии системы управления в полисе и при переходе к более крупным племенным объединениям у славян. Мы не говорим о социальном неравенстве в славянских племенах, поскольку об этом можно говорить на более позднем этапе развития племени.

Повторяем и делаем выводы

1. Назовите наиболее известные стоянки древних людей на территории современной России. Каковы были занятия этих людей?

На территории России самыми известными древними стоянками являются стоянки Диринг-Юрях (Якутия), Киик-Коба (Крым), Айникаб (Дагестан), Костёнки (Воронеж), Сунгирь (Владимир), Мальта и Буреть (Иркутская область), Мысовая (Южный Урал, озеро Ташбулатовское), Макарово-4 (Сибирь, р.Лена), Мамонтова Курья (Сибирь, р.Уса), Берелех (Сибирь, р.Индигирка), Яна (Сибирь, р.Яна), Денисова пещера (Алтай), Усть-Каракол (Алтай) и др. Основными занятиями древних людей были охота и собирательство.

2. Что такое неолитическая революция? К каким изменениям в жизни человечества она привела?

Неолитическая революция – это переход человека от присваивающего к производящему хозяйству в период неолита. Переход к производящему хозяйству считается важным событием в истории человечества потому, что он кардинально изменил жизнь людей. Этот переход повлиял не только на форму хозяйствования, но и на развитие орудий труда, и на устройство общества. Он привел к распаду первобытнообщинного строя, появлению и объединению соседских общин, а в последствии – к формированию этносов.

3. Где и когда на территории современной России возникли первые государства?

Первые государственные образования на территории современной России возникли в Крыму и на Таманском полуострове.

4. Что вам известно о происхождении, расселении, занятиях и верованиях восточных славян?

Примерно во II тысячелетии до нашей эры балтославянские племена выделились из индоевропейских племён. Они заселили огромную территорию, включавшую южное побережье Балтийского моря, значительную часть Центральной и Восточной Европы. Примерно в V веке до н.э. произошло разделение балтославянской группы на племена балтов и славян. Cлавяне в IV—X веках нашей эры разделились на три группы племен: южная (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западный (предки чехов, словаков и поляков) и восточный (предки русских, украинцев и белорусов). Восточные славяне двинулись с территории района реки Дуная на восток и расселились на обширной территории Восточно-Европейской равнины (современная Беларусь, Украина и Россия до Волги на востоке и до Белого моря на Севере). Славяне предпочитали селиться в лесной и лесостепной полосе у рек, болот, озер. Они занимались земледелием, скотоводством, бортничеством и ремесленничеством. В славянских племенах были распространены языческие верования. Экспансия восточных славян на территорию Восточной Европы в основном носила характер мирной колонизации. Славяне старались мирно сосуществовать с местными племенами и даже перенимали элементы языка, верований и традиций. Так у балтов был заимствован бог Перун, у финно-угорских племен – называния некоторых рек и озёр, у скифов и сарматов некоторые иранские слова (бог, хата, собака, топор и т.д.). Некоторые славянские боги – Хорс, Стрибог – носили иранские имена.

Возможные вопросы на уроке

1. Откуда пришли и где расселились восточные славяне?

Восточные славяне как одна из трех ветвей славянских племен предположительно пришли с территории от Днепра на востоке и Одера на западе и расселились на обширной территории Восточно-Европейской равнины (современная Беларусь, Украина и Россия до Волги на востоке и до Белого моря на Севере).

2. Работая с дополнительным материалом, определите, какая из версий происхождения славян, на ваш взгляд, наиболее правдоподобна

Славяне как сформировавшийся народ впервые были засвидетельствованы в византийских письменных источниках середины VI века. В них говорится уже о сложившемся народе, разделённом на склавинов и антов (в некоторых источниках в числе предков славян упоминаются и венеды). Однако эти же источники упоминают о существовании славянских племен в IV веке. Их территория не имеет четких границ, однако называется район реки Дуная. Именно этот регион в некоторых источниках считается территорией, на которой славянский этнос сформировался, выделившись из индоевропейского, и откуда начал миграцию. Эта гипотеза подтверждается археологическими раскопками так называемой Пражско-корчакской археологической культуры. Её ареал протянулся полосой от верхней Эльбы до среднего Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы. Соответствует местам обитания склавинов византийских авторов. Это первая достоверно славянская культура. Поэтому, на мой взгляд «дунайская» или «балканская» гипотеза является наиболее предпочтительной.

Хозяйство славян

1. Работая с картой на стр. 28,29 учебника и отрывком из «Повести временных лет», заполните таблицу «Расселение славян».

Примечание: в отрывке из «Повести временных лет» дано описание расселения только восточной ветви славянских племен. Есть еще западная ветвь славян (чехи, ополяне, мораване, словаки, висляне, мазовшане, куявляне, лютичи, бодричи, поморяне и т.д.) и южная ветвь славян (словенцы, хорваты, боснийцы, сербы, болгары и т.д.)

Названия племён Места расселения
Поляне Среднее течение Днепра вокруг Киева
Северяне К северу от полян по рекам Десне и Суле
Полочане Между Западной Двиной и верховьем Днепра
Древляне К северо-западу от Киева, на западном берегу Днепра по течению и притокам реки Припяти
Дреговичи Между Припятью и Двиной
Кривичи Верховья Волги, Днепра и Западной Двины
Радимичи Рядом с южными кривичами, г. Любеч был построен близ впадения реки Сож в Днепр
Вятичи Восточнее радимичей, в глухих лесах по реке Оке
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень
Волыняне Западнее полян, на плодородных землях между верховьями Буга и Южного Буга, текущих к Балтийскому и Черному морям
Уличи Южнее волынян между Днестром и Южным Бугом
Тиверцы Западнее уличей, между Днестром и Прутом
Белые хорваты Рядом с волынянами, между Тисой и Прутом

 2. Как можно проверить правдивость летописного текста?

Правдивость летописного текста можно проверить при помощи археологических исследований. Так, археологи обнаружили, что при похожести найденной глиняной посуды, топоров, наконечников стрел, орудий труда, есть находки, которые отличаются в зависимости от территории – это височные кольца (особые украшения славянских женщин). Ученые нанесли на карту, составленную по летописи, ареалы распространения разных височных колец – карты практически полностью совпали. Археологические данные подтвердили летопись.

3. По рисунку на стр. 27 расскажите о занятиях славян

Пашут землю; убирают, обмолачивают, перемалывают пшеницу; разводят свиней, коз, коров, лошадей, домашнюю птицу; плетут корзины; ткут; занимаются различными видами ремесел.

Быт и нравы восточных славян

1. Опишите внешний вид и физические данные славян.

По данным византийских историков славяне высокие, русоволосые с серыми глазами. Цвет кожи светлый. Они также описываются как сильные и выносливые, легко переносят жар, холод, дождь, наготу и недостаток в пище.

2. Составьте психологические портреты славян из различных групп населения (воин, землепашец, охотник и т. д.).

Славяне по оценкам историков дружелюбные, не злобные и гостеприимные. Они любят свободу, их нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. «К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе их из одного места в другое, охраняют их в случае надобности», — пишет византийский писатель Маврикий Стратег. По своей психологии славяне скорее землепашцы, но могут быть и храбрыми воинами, если потребуется – трусость считалась наибольшим позором.

3. Опишите жилище славян.

Славяне жили в деревянных строениях-полуземлянках, площадью 10-20 м2. Стены ставили из дерева, а крышу делали из ветвей, обмазав их глиной, или накладывали на крышу землю. Столы, скамьи, домашнюю посуду делали из дерева. Учитывая частые набеги врагов, славяне устраивали в своих жилищах несколько выходов. Дома топили по-черному – дым уходил не через трубу, а в отверстие в крыше.

4. Сформулируйте свод правил поведения, принятый в обществе славян (отношение к иноземцам, гостям, семейный уклад и т. д.).

  1. Коллективная деятельность – высшая ценность правды и лада.
  2. Уважение к старшим, родителям, почитание предков и богов.
  3. Верность супругов в браке, любовь и забота о детях.
  4. Стремление к гармонии (ладу в жизни)
  5. Фактическое равноправие и четкое разделение труда.
  6. Женщина отвечает за «очаг и быт»
  7. Мужчина трудится в поле и защищает свой род.
  8. Воспитание детей – равная обязанность и женщины и мужчины.
  9. Следование пути свободы и правды.
  10. Мирное сосуществование с соседскими племенами.
  11. Следование правилам гостеприимства.

5. Что нового вы узнали о славянах?

Я узнал о различных гипотезах появления славян как самостоятельного этноса. Новой для меня стала информация о традициях и правилах поведения, принятых в славянском обществе. Также интересно было узнать об устройстве общества и религиозных верованиях восточных славян. Я узнал о том, что многое в славянском языке, религии и традициях сформировалось, в том числе, благодаря взаимодействию с соседскими народностями. Например, в славянском языке много слов с иранскими корнями, а один из главных богов – Перун – заимствован от балтов.

6. Как природно-географические условия влияли на хозяйственную жизнь славян и их быт?

Славяне жили в лесной и лесостепной полосе. В зависимости от природно-географических условий использовались разные способы земледелия: в лесной полосе преимущественно подсечно-огневая система, в лесостепной полосе – переложная, двуполье и трёхполье.

7. Каким было общественное устройство славян?

Сначала восточные славяне жили родовыми общинами. Во главе рода стоял старейшина. По мере расселения славян стали образовываться территориальные общины – верви. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семьями. Жизнь общины управлялась общим советом – вече. Для ведения общих дел выбирали старейшин. Во время нападений врагов славяне собирали народное ополчение. Затем отдельные общины объединялись в племена, которые в свою очередь составляли союзы племен.

8. Как вы думаете, с чем была связана выносливость славян, которую отмечают авторы документов?

Я полагаю, что выносливость славян воспитывалась постоянным и тяжелым трудом, поскольку трудится в славянском обществе приходилось всем. Также славяне постоянно подвергались нападениям врагов, поэтому должны всегда быть готовы защитить свой род.

9. Какую тактику боя применяли славяне в столкновениях с врагами?

В столкновениях с врагом славяне применяли тактику засад. Они с выгодой для себя использовали особенности местности (густой лес, теснины, обрывы, овраги, реки, болота). Их атаки были внезапны, а сами славяне отличались военной хитростью.

Общины земледельцев

1. Работая с п. 5 § 3 учебника и фрагментом исторического документа, охарактеризуйте систему управления восточных славян.

Систему управления восточных славян можно охарактеризовать как коллегиальную. Все члены общины имели равные права и обязанности. Сначала восточные славяне жили родовыми общинами. Во главе рода стоял старейшина. По мере расселения славян стали образовываться территориальные общины – верви. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семьями. Жизнь общины управлялась общим советом – вече. Для ведения общих дел выбирали старейшин.

2. Как первоначально жили восточные славяне?

Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах».

3. Что их объединяло?

Их объединяло кровное родство.

4. Кто стоял во главе рода?

Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью.

5. Какие изменения произошли в общественной жизни славян?

По мере расселения славян стали образовываться территориальные общины – верви.

6. Чем владели члены верви?

Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семьями.

7. Какую роль в общественной жизни славян играло вече?

Вече – общий совет, управляло жизнью общины. Для ведения общих дел выбирали старейшин.

8. Какая система лежала в основе вооруженных сил восточных славян?

Во время нападения врагов славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).

Восточные славяне и их соседи

1. Как могли складываться отношения между восточными славянами и этими народами?

  1. Некоторые восточнославянские племена подчинили себе малочисленные народы, заставили их платить дань;
  2. Часть славян платила дань более сильным соседским племенам;
  3. Славяне ассимилировались местными жителями.

На взаимоотношения славян и их соседей влияли различные факторы.

  1. Уровень развития хозяйства.
  2. Уровень цивилизации.
  3. Территориальные притязания.

2. Работая с п. 6 § 3 учебника, охарактеризуйте отношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Расселение славян по Восточной Европе в основном носило характер мирной колонизации. Переселенцы старались жить мирно с соседями, местными племенами, и даже заимствовали у них элементы языка, традиций, верований. Но не со всеми соседями славяне жили в мире.

Подводим итоги

  1. Балтославянские племена выделились из индоевропейских племен примерно во… (II тыс. до н. э.). Эти племена разделились на балтов и славян примерно в… (V веке до н. э.).
  2. Основными занятиями славянских племен были… (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество и ремесла).
  3. Во время земледельческих работ славяне использовали… (соху, борону и серп).
  4. Славяне поклонялись многим богам, т. е. были… (язычниками).
  5. Высшим органом власти у славян было… (вече).

Домашнее задание

1. Сравнить систему управления славян и греческих городов-полисов.

Управление в полисе Управление у восточных славян
Общее
  • Участие народа в управлении (демос и вече – народные собрания).
  • Для управления общими делами избираются правители (должностные лица в полисе и старейшины в славянской общине).
  • Народное ополчение.
  • Угодья и поля поделены между членами общины (сочетается частная и коллективная формы собственности).
Различия Статус члена полиса на у всех Все члены общины имеют равные права
Социальное неравенство Социальное равенство
Раб не мог стать членом полиса Раб мог стать членом общины

Комментарий: следует отметить, что данное сравнение фиксирует определенное положение и временной период – начальное традиционное представление о системе управления полисом и соседскую общину у восточных славян. Именно поэтому мы вообще не упоминаем верховных правителей, которые появились при развитии системы управления в полисе и при переходе к более крупным племенным объединениям у славян. Мы не говорим о социальном неравенстве в славянских племенах, поскольку об этом можно говорить на более позднем этапе развития племени.

2. Написать мини-сочинение на тему «Один день в славянском поселке».

Сочинение от лица мальчика, живущего в славянской общине

Меня зовут Ратибор. Я живу в небольшой общине – в ней несколько родов. Мой род – это моя семья. Она очень большая, в ней все мои родичи: отец, мать, братья и сёстры, братья отца со своими семьями. Самый старший – мой дедушка. Его недавно избрали на вече одним из старейшин общины. Он очень стар и мудр, и мы все почитаем и слушаемся его.

Наша община расположена на берегу небольшой реки в лесу. Нам приходится нелегко, потому что приходится вырубать лес для того, чтобы посеять пшеницу. Но мы не жалуемся, летом взрослые целый день работают в поле. Мой отец пашет землю с помощью сохи и боронит её специальной бороной с железными кольями, которые выковал мой дядя-кузнец. Мои старшие братья ходят в лес на охоту, а сестры занимает вместе с женщинами занимаются домашними делами, готовят, мелят муку, пекут хлеб, ткут полотно, шьют одежду и заботятся о мальцах.

Я уже почти совсем взрослый и мне доверяют выгонять коз на небольшое пастбище. Со мной ходит мой дядя, брат моей матери, он следит за порядком на поле и учит меня плести корзинки из ивовых прутьев. Такие корзинки очень нужны для племени, но я хочу еще научиться вырезать фигурки из дерева. А вечером, когда отец приходит с поля, он обучает меня обращению с копьем и щитом. Пусть мы и мирные земледельцы, но иногда приходится защищаться – тогда все мужчины берут копья, луки и стрелы и смело идут на врага. Из походов они обычно приносят дань и приводят захваченных в плен рабов. Если рабы будут хорошо себя вести и усердно трудиться, то потом их могут отпустить, а может быть даже и возьмут в род.

Моя семья живет в небольшой землянке. Её стены сложены из толстых деревянных жердей, очищенных от веток и коры. Жерди мы соединяем между собой деревянными шипами и связываем для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, но более тонких, на неё отец положил толстый слой соломы и набросал земли сверху. Зимой мы топим землянку и дым уходит в дыру в крыше.

Иногда к нам в общину приходят чужаки. Они очень странные, но мы всегда готовы предоставить им кров и еду. Правила гостеприимства для нас священны. Если мы их нарушим, то боги не дадут нам своей благости, земля перестанет родить, а звери и дичь уйдут – общине придется голодать. Мы стараемся не гневить богов, часто наши старейшины уходят в лес и приносят в жертву козлят богу Волосу или Мокоши. А когда мужчины идут в военный поход, то тут уж без жертвы Перуну не обойтись. Я тоже, когда подрасту, буду ходить в походы, ведь моё имя – Ратибор – означает защитник рода.

3. Найти с помощью интернет-ресурсов и справочной литературы несколько славянских имен. Узнать, что они означают.

  • Болеслав — прославленный, более славный.
  • Владимир (Володимер) — великий в своей власти
  • Градимир — хранящий мир.
  • Добрыня — добродушный.
  • Изяслав — добывший славу.
  • Людмила — милая людям.
  • Милослав — славный милостью.
  • Пересвет — сражающийся за свет.
  • Радомир — заботящийся о мире.
  • Ратибор — воин леса, защитник.
  • Ростислав — возрастающая слава
  • Святослав — священная слава.
  • Станислав — устанавливающий славу
  • Тихомир — тихий и мирный.
  • Ярослав — обладающий ярой (мощной) славой

Нужно знать

Вече — народное собрание, решавшее важнейшие вопросы.

Колонизация — заселение, освоение пустующих земель.

Народное ополчение — военное формирование, создаваемое на добровольных началах в случае военных действий.

Традиционные верования — древние верования, для которых характерно, как правило, почитание многих богов.

Подсечно-огневая система – способ подготовки почвы для земледелия, который использовали для создания пахотных угодий на территориях, занятых лесом. Прежде чем пахать землю, необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся на поле пни сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, её забрасывали и выжигали новый участок.

Переложная система – способ ведения земледелия, применявшийся в благоприятных для сельского хозяйства условиях – в степной и лесостепной полосе. Плодородные участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения почвы, после чего люди переходили к обработке новых участков. Истощенная земля не обрабатывалась 20-30 лет до восстановления плодородия.

Двуполье – система ведения земледелия, при которой засеивалась только половина пашни, а вторая распахивалась и оставлялась «отдыхать» на год.

Трёхполье – система ведения земледелия, при которой треть полей засевали весной (яровой хлеб), треть – осенью (озимые хлеба), а треть оставляли под пар (отдыхать).